Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта
Поиск
603082, г. Нижний Новгород,
Кремль, корпус 1

тел. (831) 419-98-08,
факс (831) 419-82-58

Виртуальная приемная Виртуальная приемная

Вопрос-ответ

1. Из чего складывается плата за жилищно-коммунальные услуги?

В большинстве случаев заявители подменяют понятие «тарифы на ЖКУ» понятием «плата за ЖКУ». Жилищный кодекс Российской Федерации разграничивает плату за коммунальные услуги и плату за жилое помещение.

1. Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления) и рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии – исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления, и тарифов, установленных органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.

Здесь необходимо отметить, что при установке индивидуальных приборов учета коммунального ресурса размер платы за коммунальные услуги будет меньше, чем при оплате по нормативам потребления, при условии отслеживания показаний индивидуального прибора учета и, как следствие, экономного расходования данного коммунального ресурса, самим потребителем.

2. Плата за жилое помещение для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда включает в себя плату за:

- пользование жилым помещением (плата за наем);

- содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме. Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проводится за счет собственника жилищного фонда.

Плата за жилое помещение для собственника жилого помещения состоит из платы за содержание и ремонт жилого помещения, включающей в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме.

2. Кто утверждает тарифы в Нижегородской области?

Тарифы в сфере услуг жилищно-коммунального комплекса устанавливаются уполномоченными органами: региональной службой по тарифам Нижегородской области (далее –«РСТ Нижегородской области») и органами местного самоуправления – в порядке, установленном действующим законодательством.

К компетенции РСТ Нижегородской области относится утверждение тарифов на тепловую энергию, электро- и газоснабжение, в ряде муниципальных образований – на водоснабжение и водоотведение. К компетенции органов местного самоуправления относится утверждение тарифов на водоснабжение, водоотведение, а также установление платы за жилое помещение в соответствии со ст. 156 Жилищного Кодекса Российской Федерации.

3. Кем и как устанавливается плата за содержание и ремонт жилого помещения для собственников жилых помещений?

Плата за содержание и ремонт жилого помещения в соответствии со статьей 156 Жилищного кодекса РФ устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства, и определяется исходя из занимаемой общей площади жилого помещения.

Размер платы за жилое помещение для собственников жилья не регулируется Правительством РФ. За разъяснениями по вопросу состава платы за содержание и ремонт жилого помещения собственникам прежде всего необходимо обратиться в управляющую организацию, обслуживающую многоквартирный жилой дом. Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.

В том случае, если процедура установления управляющей организацией размера платы за жилое помещение не была соблюдена или проведена с нарушениями прав собственников жилых помещений, потребителю следует обратиться в территориальное управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Нижегородской области.

4. Почему поставщики коммунальных услуг ежегодно поднимают цены на свои услуги?

В соответствии с требованиями действующего законодательства тарифы на коммунальные услуги устанавливаются на срок не менее одного года. Ежегодно организации коммунального комплекса представляют производственные программы, подтверждающие произведенные расходы на осуществление регулируемых видов деятельности в уполномоченные органы власти. По результатам экспертизы материалов, подтверждающих расходы организаций коммунального комплекса на осуществление регулируемых видов деятельности, с учетом инфляционных показателей, утверждаемых Министерством экономического развития РФ на очередной финансовый год, устанавливаются тарифы на коммунальные услуги на экономически обоснованном уровне. Более высокий темп роста тарифов на коммунальные услуги (по сравнению с уровнем инфляции) обуславливается утверждаемыми в установленном порядке организациями коммунального комплекса инвестиционными программами, разрабатываемыми в целях восстановления производственных фондов, увеличения мощностей и т.д. Также на величину тарифа может повлиять поэтапное доведение органом местного самоуправления платы граждан за коммунальные услуги до стопроцентного уровня возмещения установленных экономически обоснованных тарифов (в ряде муниципалитетов до настоящего времени плата за коммунальные услуги не доведена до указанного уровня).

5. Различаются ли тарифы на коммунальные услуги для городского и сельского населения? В какую сторону?

При сопоставлении тарифов на услуги водо-, газо- и электроснабжения, устанавливаемых уполномоченными органами для различных городских и сельских поселений, необходимо принимать во внимание, что сопоставление размеров, устанавливаемых для организаций коммунального комплекса, осуществляющих регулируемую деятельность в различных муниципальных образованиях Нижегородской области, является некорректным, поскольку формирование необходимой валовой выручки каждого конкретного предприятия зависит от многих факторов, в том числе технологических, экономических и иных показателей его деятельности.

При этом следует отметить, что тарифы на коммунальные услуги утверждаются в рамках предельных уровней роста тарифов, устанавливаемых Правительством Российской Федерации, и совокупный рост платы граждан, рассчитанный исходя из установленных тарифов на коммунальные услуги, не может превышать предельных максимальных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги, ежегодно устанавливаемых региональной службой по тарифам Нижегородской области (на 2010 год - решение РСТ Нижегородской области от 15.11.2009 года № 44/2).

6. Как рассчитываются предельные индексы изменения размера платы и кем они установлены?

В целях ограничения роста платы граждан региональной службой по тарифам Нижегородской области ежегодно устанавливаются предельные индексы изменения размера платы граждан за коммунальные услуги и жилое помещение (для нанимателей, проживающих в жилом помещении на основании договора социального найма жилых помещений государственного или муниципального жилого фонда). Величина предельных индексов устанавливается для каждого конкретного муниципального образования с учетом территориальных особенностей.

Предельные индексы изменения размера платы рассчитываются в сопоставимых периодах при неизменном наборе и объеме предоставляемых услуг. При этом Жилищным кодексом предусмотрено четкое разделение на коммунальные услуги, поименованные в статье 154 ЖК РФ, и плату за жилое помещение. На размер устанавливаемой для собственников жилых помещений платы за жилое помещение действие предельных индексов изменения размера платы граждан за жилое помещение не распространяется. Предельные индексы изменения размера платы для различных муниципальных образований Нижегородской области устанавливаются региональной службой по тарифам Нижегородской области (на 2010 год - решение РСТ Нижегородской области от 25.11.2009 года 44/2).

7. Где можно узнать информацию о стоимости коммунальных услуг?

В управляющих компаниях, с которыми заключен договор предоставления и обслуживания коммунальных услуг, в органах местного самоуправления, в органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих полномочия в области государственного регулирования тарифов, в официальных печатных изданиях органов исполнительной власти, а так же на официальных сайтах органов регулирования в сети Интернет.

Согласно п.2 ст.165 Жилищного Кодекса РФ органы местного самоуправления и управляющие организации обязаны предоставлять гражданам по их запросам информацию об установленных ценах и тарифах на услуги и работы по содержанию и ремонту многоквартирных домов и жилых помещений в них, о размерах оплаты в соответствии с этими ценами и тарифами, об объеме, о перечне и качестве оказываемых услуг и выполняемых работ, а также о ценах и тарифах на предоставляемые коммунальные услуги и размерах оплаты этих услуг.

8. Какие услуги оплачиваются из расчета на человека, а какие - за квадратный метр?

Плата за жилое помещение не зависит от количества зарегистрированных (проживающих) человек в конкретном жилом помещении. Жилищный кодекс Российской Федерации устанавливает, что собственники квартир обязаны нести расходы по содержанию общего имущества многоквартирного дома согласно своей доле в праве общей собственности. Доля в праве общей собственности пропорциональна размеру общей площади квартиры (ст. 39, 42 ЖКРФ). Таким образом, размер платы за содержание жилья устанавливается на квадратный метр.

Также, исходя из занимаемой площади жилья, рассчитывается плата за отопление. При наличии коллективных приборов учета тепловой энергии в расчет платы за отопление принимаются среднемесячное потребление тепловой энергии (Гкал/кв. м) за предыдущий год, с последующим перерасчетом в конце года.

Платежи за иные коммунальные услуги (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, газоснабжение, электроснабжение) осуществляются по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - платеж рассчитывается исходя из нормативов потребления каждого вида услуг на человека, установленных органами местного самоуправления.

9. Почему тарифы на одни и те же коммунальные услуги существенно отличаются в разных муниципальных образованиях Нижегородской области и в сравнении с другими субъектами РФ?

Дифференциация тарифов обусловлена объективными причинами, в том числе технологическими и экономическими особенностями снабжения коммунальными ресурсами потребителей.

Тарифы ресурсоснабжающим организациям установлены на уровне, позволяющем обеспечить потребителей коммунальными услугами надлежащего качества – отвечающими санитарным и техническим требованиям к режиму, объему и качеству предоставления коммунальных услуг, требованиям законодательства Российской Федерации, а также договору, заключаемому исполнителем в соответствии с законодательством Российской Федерации и содержащему условия предоставления коммунальных услуг.

Основными факторами, влияющими на величину тарифов на коммунальные услуги, можно обозначить следующие:

- объем реализации коммунальных услуг, то есть: чем больше объем реализации услуг, тем меньше размер тарифа;

- степень изношенности сетей и оборудования влияет на расходы, необходимые для поддержания систем снабжения услугами в рабочем состоянии;

- особенности технологического процесса производства и транспортировки коммунальных услуг каждой конкретной ресурсоснабжающей организации;

- топливная составляющая, зависящая от вида и цены используемого топлива (стоимость жидкого и твердого топлива, как правило, существенно выше стоимости природного газа);

- уровень загрузки источника тепловой энергии (ТЭЦ, котельных), чем выше уровень загрузки, тем ниже тариф и др.

10. Возможно ли тарифы на коммунальные услуги для предприятий поднять в несколько раз, а для населения на несколько лет заморозить?

Тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса и надбавки к ним могут дифференцироваться с учетом различий в стоимости производства и реализации товаров и услуг для различных категорий потребителей. При этом в случае установления для отдельных категорий потребителей тарифов и надбавок, не покрывающих расходов на производство и реализацию товаров и услуг, возмещение части недополученных доходов путем установления для других категорий потребителей тарифов и надбавок в повышенном размере не допускается. Аналогичным образом, в силу п. 59 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.02.2004 N 109, дифференциация регулируемых тарифов (цен) по группам (категориям) потребителей электрической энергии (мощности) должна отражать различия в стоимости производства, передачи и сбыта электрической энергии (мощности) для групп потребителей. Тарифы на тепловую энергию (мощность), в том числе, могут быть дифференцированы по термодинамическим параметрам пара (температуре, давлению), а также по иным параметрам.

Необходимость ежегодного пересмотра тарифов на коммунальные услуги в сторону увеличения обусловлена ростом цен на энергоносители, увеличением ставок оплаты труда для работников соответствующих отраслей ЖКХ, ростом цен на горюче-смазочные материалы, строительные материалы, услуги сторонних организаций по обслуживанию оборудования и другими объективными причинами.

Нормами действующего законодательства определено, что при государственном регулировании тарифов должен соблюдаться принцип обеспечения экономической обоснованности затрат, понесенных организацией при осуществлении регулируемого вида деятельности.

11. Куда обращаться для предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг?

Порядок предоставления отдельным категориям граждан мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в Нижегородской области утвержден постановлением Правительства Нижегородской области от 10.07.2008 N 281 и осуществляется органами социальной защиты населения в форме денежных компенсаций.

12. На федеральном уровне было сказано, чтобы размер тарифов на ЖКУ вырос в 2010 году не более, чем на 25%. Были ли снижены тарифы в Нижегородской области?

На основании Поручения Губернатора Нижегородской области В.П. Шанцева и в соответствии с Федеральным законом от 26 декабря 2005 года N 184-ФЗ, по муниципальным образованиям Нижегородской области, в которых предельные индексы изменения размера платы граждан в 2010 году превышали 125%, указанные индексы были пересмотрены и РСТ Нижегородской области внесены изменения в решение от 25.11.2009 года № 44/2.

13. О предоставлении информации относительно тарифов на электрическую энергию для садоводческих товариществ.

Тарифы на электрическую энергию для населения и приравненных к нему категорий потребителей Нижегородской области на 2015 год установлены решением региональной службы по тарифам Нижегородской области от 19.12.2014 № 60/135 (в редакции решения от 30.03.2015 № 13/14). В соответствии с указанным решением для садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений граждан - некоммерческих организаций, учрежденных гражданами на добровольных началах для содействия ее членам в решении общих социально-хозяйственных задач ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства (далее – садоводческие объединения граждан) установлены следующие одноставочные тарифы:

- в пределах социальной нормы:

с 01.01.2015 года по 30.06.2015 года – 2,83 руб./кВт.ч;

с 01.07.2015 года по 31.12.2015 года – 3,09 руб./кВт.ч;

- сверх социальной нормы:

с 01.01.2015 года по 30.06.2015 года – 5,04 руб./кВт.ч;

с 01.07.2015 года по 31.12.2015 года – 5,51 руб./кВт.ч.

Дифференциация тарифов в зависимости от места нахождения потребителей (город или сельская местность) действующим законодательством в области государственного регулирования тарифов предусмотрена только в отношении населения, в то время как садоводческие объединения граждан относятся к числу потребителей, приравненных к населению.

В соответствии с п. 2 постановления Правительства Нижегородской области от 28.05.2012 № 310 «Об установлении размера социальной нормы потребления электрической энергии населением» социальная норма потребления электрической энергии населением в размере 50 кВт.ч в месяц на человека применяется при оплате электрической энергии членами садоводческих объединений граждан. При этом социальная норма предоставляется члену садоводческого объединения граждан вне зависимости от наличия или отсутствия его регистрации по месту нахождения такого объединения.