Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта
Поиск
Виртуальная приемная Виртуальная приемная

Вопросы тарифного регулирования обсудили в Нижнем Новгороде. В круглом столе приняло участие больше 100 человек

05.03.2019

IMG-4287.JPG

От заявки до суда: как избежать конфликтов и правильно их разрешать при установлении тарифов для предприятий?

У компаний, обязанных оказывать услуги по установленным тарифам, часто возникают вопросы к региональной службе по тарифам Нижегородской области (РСТ), иногда противоречия приводят к конфликтам, которые заканчиваются в суде. Избежать возможных споров можно, если заранее знать требования РСТ и обсудить все противоречивые моменты.

В Нижнем Новгороде 28 февраля на территории Marins Park Hotel прошел круглый стол, где обсуждались проблемы поставщиков и потребителей услуг при взаимодействии с РСТ. Организаторами мероприятия выступили сама РСТ, Экспертная группа VETA, Ассоциация антимонопольных экспертов, Нижегородская ассоциация промышленников и предпринимателей и Агентство правовой информации.

«Насколько вижу, зал сегодня полон, пришло много людей. Это значит, что тема, которая будет обсуждаться, вызывает живой неподдельный интерес», — отметил в приветственном слове руководитель РСТ Алексей Малухин.

Участники мероприятия обсудили различные формы взаимодействия с представителями службы, сделав акцент на стратегиях предупреждения и разрешения конфликтных ситуаций.

Документы

По мнению начальника управления организационно-правовой работы и госконтроля РСТ Алексея Гришина, чаще всего споры между компаниями и регулирующим органом возникают из-за недостатка необходимых документов в заявках на открытие тарифных дел.

По данным службы, для заполнения заявки в первую очередь необходимы:

•      Правоустанавливающие документы, подтверждающие право собственности на объекты, используемые для регулируемой деятельности;

•      Бухгалтерская и статистическая отчетность;

•      Расчёт расходов и НВВ (необходимой валовой выручки) от регулируемой деятельности с приложением экономического обоснования;

•      Расчёт цен (тарифов);

•      Инвестиционная программа, утвержденная в установленном порядке (при наличии);

•      Расчёт выпадающих / дополнительно полученных доходов;

•      Перечень договоров / договоры с потребителями;

•      Расчёт объема оказываемых услуг / полезного отпуска ресурсов.

«Эти документы предусмотрены перечнями нормативных актов, но организации не всегда могут их найти», — отметил Алексей Гришин. Еще есть дополнительные документы, которые компаниям необходимо предоставлять в зависимости от конкретного вида деятельности.

Однако ряд важных документов, также необходимых РСТ для установления тарифов, на данный момент в официальные перечни не включен. К примеру, организациям, работающим в сфере обращения с ТКО, необходима лицензия на право обращения с ТКО, а организациям, работающим в сфере водоснабжения — лицензия на право пользования недрами.

Еще одним сложным моментом является отсутствие в нормативных актах требований к сроку действия правоустанавливающих документов. Регулярно службе приходится вести споры, выясняя, должен ли такой документ охватывать полностью период тарифного регулирования или только существовать на момент принятия решения об открытии тарифного дела. Однозначно дать ответ на этот вопрос могло бы соответствующее постановление Правительства Российской Федерации, но такового пока не существует.

Одним из принципов установления тарифов является необходимость ведения в организации раздельного учета доходов и расходов, связанных с регулируемой и нерегулируемой деятельностью. Однако обязанность предоставлять органу регулирования документ, подтверждающий наличие раздельного учета, нормативные акты на регулируемые организации не возлагают.

Более того, по словам заместителя генерального директора по научной и методологической работе ООО «Ситэк» Галины Смирновой, многие предприятия совершенно не представляют, как вести раздельный учет.

«Часто финансисты и бухгалтера после семинаров по такому учету спрашивают меня, как все это реально сделать. Они работают с этим порой раз в неделю, кто будет писать алгоритм? А компаниям непосильно бывает это даже заказать. Я считаю, что органы РСТ должны создать прецедент по объединению усилий предприятий для разработки типовых методик раздельного учета», — рассказала специалист.

«Эти проблемы, несомненно, существуют. А ваше предложение мы с коллегами позже обязательно обсудим», — отметил Алексей Малухин.

Судиться или не судиться?

Если организация не согласна с регулятором, то она может обжаловать его решение в досудебном или судебном порядке.

Досудебный порядок чаще всего означает обращение со спорным вопросом в Федеральную антимонопольную службу в течение 90 дней. Управляющий группы «Форма» Андрей Фетисов, подготовивший доклад по теме, отметил, что в некоторых регионах России такой способ достаточно популярен, и процент решений, принятых в пользу компаний, достигает 70-75%. Однако в Нижегородской области, по данным РСТ, антимонопольный орган ни разу не пересматривал решения регулятора.

Нижегородские компании предпочитают обращаться сразу в суд. За последние 5 лет количество решений о признании утвержденных РСТ тарифов необоснованными не превысило 10-15 % от общего количества рассмотренных заявлений.

Обычно компании подают иски, если речь идет о взыскании задолженности, возникающей при оказании услуг или необходимости признать недействительным какой-либо акт, регулирующий тарифы.

Помочь предпринимателям отстоять свои интересы могут грамотно составленные судебные экспертизы экономического или технического плана.

«Суду всегда нужны специальные знания для объективного рассмотрения дела. Такие знания им дают судебные экспертизы. Экспертное заключения сегодня рассматривается как доказательство по делу. Иногда оно может быть решающим», — пояснил судебный эксперт, директор группы VETA Дмитрий Жарский.

Экспертиза как искусство

В качестве примера он рассказал о результатах суда между одной ресурсоснабжающей организацией и военным комиссариатом. Компания требовала взыскать с комиссариата задолженность за потребленную тепловую энергию, поставленную в отсутствии письменного договора. Старый тариф в тот момент уже не действовал, а новый установлен не был. Ссылаясь на этот факт, ответчик оспаривал существование задолженности. Однако судом была назначена экспертиза, которая установила, что старые тарифы являются экономически обоснованными, состав оборудования, объектов потребления, объема планируемой к потреблению энергии не изменился.

Суд использовал результаты этой экспертизы для оценки обоснованности расчетов одной из сторон.

«Как правило, наши исследования решают одну из четырех задач. Во-первых, эксперты могут выяснить, является ли тариф экономически обоснованным. Во-вторых, определить величину экономически обоснованного тарифа на оказание того или иного вида услуг. В-третьих, узнать величину показателя, повлиявшего на расчет тарифа. И, в-четвертых, найти величину показателя — составной части ущерба, причинённого организации», — рассказал господин Жарский.

Назначить экспертизу суд может как по ходатайству сторон, так и по своей инициативе. По словам специалиста, при самостоятельном ходатайстве важно грамотно сформулировать вопросы: включить в свое обращение всю необходимую информацию, ссылки на нормативные акты, избегать двусмысленностей. С кандидатурой эксперта тоже лучше определиться заранее.

«Процесс утверждения тарифов достаточно прозрачен»

Во второй части круглого стола прозвучали доклады об особенностях согласования и реализации инвестиционных программ, а также дерегулирования отдельных видов деятельности в сфере теплоснабжения. Причем, как после отдельных докладов, так и в конце встречи слушатели активно задавали вопросы ораторам.

Комментируя ажиотаж вокруг темы регулирования тарифов, Алексей Малухин подчеркнул, что готов разъяснить нормы, по которым работает РСТ, всем желающим, и не только в рамках конкретного мероприятия.

«Сам процесс утверждения тарифов достаточно прозрачен и вы всегда можете отстаивать свои права. Чтобы не доводить до конфликтных ситуаций, давайте больше общаться, когда присылаете заявки, через наше правление — коллегиальный орган, через другие инструменты. Эта встреча означает, что РСТ открыта и готова к диалогу», — пояснил позицию ведомства господин Малухин.


Количество показов: 398
Дата изменения: 08.04.2019 18:06:47